Психологическое развитие
ребенка второго года жизни
У здорового ребенка второго года жизни продолжается интенсивное
развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на
первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до
4-5 часов, совершенствуются ходьба и другие моторные навыки.
Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году,
приобретают большую ловкость, координацию.
Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является
предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с
различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное
развитие.
Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее:
различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их
признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а
потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать
кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины
выбрать самую маленькую.
Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только
узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в
настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе
какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с
отбитой ручкой, говорит: «Папа бил» (разбил). Позже эти
воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку
говорят: «Пойдем гулять» — он начинает искать одежду, обувь для
прогулок.
Второй год жизни является важным этапом для формирования
различных бытовых навыков. Ребенок способен самостоятельно
раздеваться, кушать, выполнять некоторые гигиенические
процедуры, развивается опрятность.
Это время становления и быстрого совершенствования речевых
функций (основы всего психического развития) — сенситивный
период для развития речи. До полутора лет у здорового ребенка
развивается функция понимания речи, а далее — до двух лет — идет
увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно
обогащается в этот период жестовая речь, мимика. При нормальном
речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка
возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия
предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.
Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе
предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер.
Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать
несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря
этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной
деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то
есть с помощью других предметов или действий (например, стучать,
вращать и т. д.).
Такая деятельность создает условия для перехода к понятийному,
речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с
предметами и обозначения действий словами формируются
мыслительные Процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем
предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает
песочек, снег, землю, ведром — воду). Таким образом, ребенок
приспосабливается к свойствам предмета.
Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка. Этого
возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и
он не умеет еще выделять существенный признак в группе предметов
и обобщения бывают неправильными. Например, словом «Шар» ребенок
обозначавшее предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого
возраста могут делать обобщение по функциональному признаку:
шапка — это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают,
различают («Мама большая, а Анюта маленькая»), устанавливают
связь между явлениями («Солнышко пригреет— гулять пойдем».)
Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой
деятельности.
Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем
осуществляется перенос этих действий на другие предметы: он
кормит не только куклу, но и собачку, медвежонка. Развивается
подражательная игра. Ребенок начинает «читать» газету,
«причесываться», «наряжаться» и т. д.
Психологическое развитие ребенка третьего года жизни
На третьем году жизни продолжается совершенствование
деятельности всех органов и психологических функций ребенка.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается
выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7 часов в
сутки. Ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать,
даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может
дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно
быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,
например сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро
ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого
возраста отвлечением его внимания становится трудно.
Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается:
появляется большая согласованность в умении управлять своим
телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние
движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, например пройти
по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать. Он
успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет
ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать
карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться
столовыми приборами.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис
трех лет), так как он является переломным с точки зрения
осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит
«я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на
фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это
происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя
в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится
обидчивым.
Словарный запас к трем годам достигает 1200—1300 слов. Ребенок
употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.
Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с
некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться
этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью
речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание,
сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет
является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок
играл только с теми предметами, которые находились в поле его
зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу,
подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он
будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет
перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда
связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это
становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии,
абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся
ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль,
изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в
точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь.
Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в
умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в
пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени
(сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два,
меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях
ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает
знания:
1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гром,
на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко и другое;
2) о животном мире — не только различает и называет домашних
животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево,
траву, л ист и другое;
4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать мыть
посуду и т. д.
Особенности памяти:
ребенок должен запоминать и правильно выполнять 4-5 действий
подряд названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш,
принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на
вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три
цифры подряд.
Особенности тонкой моторики:
Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест,
человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что
успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если
ребенок никогда раньше не видел, как выглядит карандаш, он вряд
ли выполнит эти задания.
Особенности общения:
В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет
должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие
просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять
внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками,
отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Психологическое развитие ребенка четвертого года жизни
Развитие крупной моторики:
Дети 3-4 лет ходят и бегают со свободными движениями рук, работа
рук и ног координирована. При ходьбе не шаркают ногами. Умеют
бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускаются на
полусогнутые ноги. При подскоках отрывают ноги от пола. Умеют
сдерживать движения по сигналу.
Развитие мелкой моторики:
Любят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно
завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и
самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии.
Интеллектуальное развитие:
Ребенок правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает название
шести основных цветов.
Различает и называет геометрические фигуры.
Различает пространственные отношения: около, рядом, за между,
перед.
Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине.
Узнает бытовые предметы на ощупь.
Знает количественные понятия: много, один, мало. Самостоятельно
считает до пяти. Знает времена года, ориентируется во времени
(день, ночь, утро, вечер).
Часто задает вопросы: «что? зачем? когда? почему?».
Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах
называет сюжет.
Внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи.
Речь фразовая, улучшается произношение, уменьшается
физиологическое косноязычие.
Развитие игровой деятельности:
Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3
человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к
играм (любимые игры). Может больше 10 минут заниматься
конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их.
Навыки самообслуживания:
Самостоятельно одевается, умеет застегивать пуговицы, молнии, с
помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест,
правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается. |