Нормы и задержка
речевого развития
Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки
речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по
площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла
сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию
речи.
Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он
запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже
развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить
услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто
повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова,
звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1-1,6 лет с
помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией,
может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!» ; высказать
недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).
В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило,
не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается,
однако активно расширяется пассивный словарь (слова,
словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит
побуждать ребенка к произнесению новых слов.
Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили
особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим
короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х
лет.
!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2
месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.
Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него
вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к
специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и
заниматься с малышом регулярно (см. статью "Игры и упражнения,
способствующие развитию речи".)
Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные
вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками –
растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук
как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к
произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются
сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»).
Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать
слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог,
одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время
замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится
произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая
значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»).
Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше
слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги,
простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка.
Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те
же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими
целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко
подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Второй год жизни.
Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует
аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С
1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд
предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица;
«па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать.
Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать»,
но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и
окончанием кризиса 1-го года жизни (см. статью "Мир глазами
младенца. Младенец глазами психолога", полезная литература).
Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это
свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на
картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные
сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок
использует слова, обозначающие предметы, связанные с его
желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой
индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто
встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей
различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации,
ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая
подмены истинного значения слова. Это, как правило,
существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы,
даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может
изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее
время глагола, множественное число существительных.
Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они
становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет
интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может
быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении,
но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро
увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов!
Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не
только на речевые способности, но и на способность читать,
писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики
ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка
сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту
(логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема,
тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
– в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к
нему;
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не
оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем
лепете звуков «п, б, м»;
– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов,
не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки
взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только
плач;
– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где
мишка?»), не понимает простейших вопросов;
– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить
последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»),
составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?»,
«где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы,
состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую
часть звуков.
Как я уже упоминала, в развитии у ребенка речи главную роль
играют родители. Ранее (см. статью "Игры и упражнения,
способствующие развитию речи") предлагались различные методы и
игры для детей, сегодня приведу еще несколько полезных
рекомендаций.
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он
разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон,
речевые и грамматические ошибки).
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает
гораздо больше, чем может сказать.
Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого
возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая
специально слова и не замедляя речь.
Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из
5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на
вкус, чувствовать окружающий мир.
Поощряйте стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение.
Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не
перебивая и не подгоняя.
Читайте ребенку каждый день.
Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно
быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не
количество времени, которое родители уделяют ребенку.
Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не
слишком много).
Поощряйте общение и игры с другими детьми.
Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками,
сказками, музыкой, стихами.
Играйте вместе с ребенком, если он просит.
Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много,
но они должны всегда выполняться.
С сайта
http://www.solnet.ee/parents/p2_16.html |