Рекомендации по формированию
адекватной самооценки дошкольника
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь
решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что
ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и
получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его,
когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и
наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех
начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то
лучше его.
- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок
может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с
самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра)
Знакомство с родным городом
В дошкольном детстве начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность
за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать
богатства.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу
им знаний, формирование на их основе отношения и организацию
доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских была
идея народности. В.А.Сухомлинский утверждал, что детство -
каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и
величия.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения
дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а
через него и Отечества), связаны с изучением механизмов
социализаци, формирования социальной компетентности ребенка,
осознания ребенком самого себя как представителя человеческого
рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой
деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует
считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе
(селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту,
где человек родился.
В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, культурным, национальным, географическим,
природно-экологическим своеобразием своего родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок
учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в
определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться
к богатствам национальной и мировой культуры.
Ознакомление с родным городом входит в раздел "Ознакомления с
окружающим". При выстраивании педагогического процесса по
ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется
учитывать следующие принципы.
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено
тем , что детям трудно представить историческую прямую времени,
определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных
событий.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть
его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в
ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие
человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании условий для самореализации каждого
ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом
возраста пола, накопленного им опыта.
Основным приемом при ознакомлении с родным городом, особенно с
его историей и достопримечательностями, является составление
рассказов для дошкольников. При этом следует помнить следующее:
1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями,
репродукциями, схемами, рисунками.
2.Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы
активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то
самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно
спросить: " Как вы думаете, почему именно на этом месте люди
решили построить город? Откуда такое название? Что оно может
обозначать? ".
3.Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.
Используйте такие выражения: " Это было очень давно, когда ваши
бабушки и дедушки были такими как вы" или" Это было
очень-очень-очень давно, когда ваших мам , пап, бабушек и
дедушке еще не было на свете."
4.Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов
объясняйте, не употребляйте специальной терминологии.
Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан
воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города,
достойному гражданину.
Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре,
природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях
устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения
связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение
образовательного процесса на краеведческом материале позволяет
решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания
дошкольников:
1.формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и
настоящему.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому,
улице, краю, стране.
3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков,
ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности
к этому.
4.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности,
природа).
5.Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
|