Воображение
Воображение это психический процесс создания нового в форме
образа или идеи. Человек мысленно может представить себе то, что
в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут
возникнуть образы предметов и явлений, с которыми он раньше не
встречался. Как и другие процессы (восприятие, мышление,
память), воображение развивается и формируется в течение всей
жизни человека. А ребенку оно дает возможность представить себя
во время игры летчиком, моряком, артистом; уже 3-летний ребенок
садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и
управляет машиной.
Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание
социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока не
доступно.
Общеизвестно, что у детей прекрасно развито воображение,
склонность к фантазированию. (Пример из истории д/с.) В очень
редких случаях такая "лживость" является у дошкольников
патологической, а не основанной на богатом воображении. Когда
ребенок постоянно уходит в своих мыслях от реального мира,
перевоплощается, тогда необходимо обращаться к специалистам.
Воображение и как главный компонент его творчество во
взаимосвязи с обучением является условием развивающего обучения.
Ребенок раннего и дошкольного возраста через
экспериментирование, через творчество усваивает знания, умения,
опыт, овладевает культурой.
Мир многообразен и изменчив. Чтобы взаимодействовать с
непривычными, изменяющимися, неустойчивыми условиями окружающей
среды, нужен новый тип поведения - творческий. Без воображения
этот тип поведения возникнуть не может.
Проблема взаимосвязи обучения и творчества неразрывно связана с
вопросами развития детского воображения.
Выготский выдвинул тезис о взаимосвязи развития воображения,
мышления, волевой реляции и творчества ребенка. Этот тезис можно
рассматривать как ведущий принцип организации обучения,
направленной на развитие творческой личности.
Неоценима роль воображения в творчестве ребенка, рисовании,
лепке, музыке, сочинительстве и т.п.
Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к
познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем
собственного пути.
В школе детское воображение становится важной предпосылкой
обучения: ребенку нужно представить себе ситуации, с которыми он
никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного
аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся
образ, переходить от одной системы счета к другой. Это
происходит на уроках практически по всем дисциплинам.
Эмоциональные проблемы у детей в
период адаптации в детском саду
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для
детей, так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям
трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам,
требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление
в дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся
детей. В этот период особое внимание важно уделять
продолжительности и качеству дневного анна, эмоциональному
состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению
правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей
уязвимости у детей. Таким образом, все дети в период адаптации
испытывает тревожность, связанную с общением со сверстниками, а
так же те или иные страхи.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
взрослым необходимо сформировать у него положительную установку
на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла,
доброты, внимания.
Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с
сотрудниками детского сада. Вот несколько игр и упражнений,
направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с
другом и сплочение группы.
Приветствие.
Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй, привет), мимикой и пантомимой ( кивок головы,
улыбка, рукопожатие, обнимание ).
Знакомство.
Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку,
здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами.
ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье
это приветствие.
Комплименты.
Воспитатель объясняет, что комплименты - это приятные для
каждого человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку,
спрашивает: Какой (ая) Миша ( лена)?" Дети отвечают: добрый,
ласковый, красивый.
Узнай по голосу.
Игра проводится, когда дети знают друг друга по именам. Ребенок
выходи в центр и поворачивается к детям спиной: Те называют его
по имени, а он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию.
Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы - дети
догадываются, кто это.
" Ножки ".
Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого
предмета. Затем воспитатель закрывает нарисованное листом бумаги,
а другой ребенок дорисовывает нижнюю часть или
"ножки". Получается смешной предмет или животное.
Преодолеть неуверенность, уменьшит эмоциональное торможение и
скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации.
Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны
глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка
к условиям общественного воспитания.
Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и
капризы ребенка во время поступления - это результат его
избалованности, изнеженности.
Но обращения воспитателя резко отличаются от того, к которому он
привык дома, более того советуют и родителям обращаться с
ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство,
слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период
адаптации. Для того чтобы управлять процессом адаптации,
педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и
учитывать их в своей работе.
Группы адаптации I, II, III.
К I группе адаптации относятся дети бездеятельно негативно
относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке,
отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая "мама", "где моя
мама". Уговоров воспитателя не слышат.
Ко II группе - для них свойственно неуравновешенное
эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и
внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать,
отвечать на все вопросы, но детей первое время сторонятся.
К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное
эмоциональное состояние. Они включаются в предметную
самостоятельную деятельность, устанавливают положительные
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада
происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение
coдержания потребности в общении в период привыкания протекает
примерно в рамках 3-х этапов:
1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как
потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об
окружающем;
2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в
сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные
темы и в активных самостоятельных действиях.
Поделив детей на группы адаптации, складывается индивидуальная
работа воспитателя с каждым ребенком.
Методы и приемы педагогического воздействия
при удовлетворении потребности детей, относящихся к разным
группам адаптации.
1 группа:
1. доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка.
2. показ окружающих предметов и действий с ними.
3. удовлетворить потребность в общении с близкими
4. в первые дни посещения детского сада сохранение домашних
привычек.
2 группа:
1. показ, пример действия воспитателя.
2. совместные действия воспитателя с ребенком.
3. упражнения
4. вовлечение в игру.
5. индивидуальные игры- занятия.
3 группа:
1. игра-занятие
2. поручения
3. указания
4. напоминание
5. упражнение в самостоятельном действии.
6. вовлечение в игру.
Так дети, относящиеся к I группе адаптации, должны пройти все 3
этапа привыкания. Здесь-то и раскрывается работа воспитателя,
его знания, грамотность, душевные качества как педагога.
Для этих детей необходимы ласка, бережное, внимательное
отношение воспитателя. Воспитатель иногда не в силах уделить
должного внимания из-за большого поступления вновь поступивших
детей.
Для таких детей разрешить присутствие в течение 1-2-х недель
временное пребывание в группе, на прогулке родителей, но не в
роли наблюдателя, а помощника (учиться маме всем режимным
моментам, правильному подходу к ребенку ) |