Сделать стартовой страницей   |  Добавить в Избранное

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     
 Полезные статьи

Рекомендации логопеда

для родителей будущих первоклассников

  

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.

 

По утверждению Л. А. Венгера и С.В.Мухиной, «дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

 

Главное место в обучении пятилетних детей должно отводиться работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

 

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляторных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр.

 

Всем известно, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если загадки будут сопровождаться иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

 

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.

 

Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! 

  

Как совершенствовать технику чтения?

 Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живым звуком.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлениями.

 

 Какие книги выбирать?

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

 

 Гигиена чтения

- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

 

- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

 

- Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц.

 

- Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает тень и мешает чтению.

 

- Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает пищеварению.

 

Поступающие в первый класс должны:

  • четко и правильно произносить все фонемы родного языка,

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их названия (алфавит),

  • различать гласные и согласные звуки,

  • правильно ставить ударение в знакомых словах,

  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами,

  • правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры,

  • уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?)

  • проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

 

другие статьи

     

Вернуться на

 Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ

 

 
 

All rights reserved, 2009. При использовании материалов прямая ссылка на сайт www.forchel.ru обязательна!

 

Рейтинг@Mail.ru  

 
Hosted by uCoz