Рекомендации логопеда
для родителей будущих
первоклассников
Хорошо известно, насколько
сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно
не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно
приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие
читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им
комфортнее на новой ступени образования.
Существует много способов научить ребенка
читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом
очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения
должна быть согласована со школьными программами и обязательно
иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование
игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.
По утверждению Л. А. Венгера и С.В.Мухиной,
«дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению
грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия,
любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание
малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно
возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Главное место в обучении пятилетних детей
должно отводиться работе со звуком, буквой, словом,
предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени
уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и
речевой слух ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты
произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно
начинать занятия с артикуляторных упражнений, проговаривания
всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и
пр.
Всем известно, как дети любят загадки, с
каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если
загадки будут сопровождаться иллюстративным или игровым
материалом – муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что
многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь
главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают
освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют
быструю реакцию на слово.
Крайне необходимо постоянно проводить
словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения
чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь
важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать
смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания,
умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться
пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в
процессе лексико-грамматических игр и пр.
Помните: обучение грамоте – ответственный
период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет
проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения,
доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему,
что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого
«нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с
будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы.
Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает
какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое
занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество,
старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей
ученостью!
Как совершенствовать технику чтения?
Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение
текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что
ребенок, зная слово, видит его графическое изображение,
соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живым звуком.
Далее, важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно
перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому
упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут.
Хорошие результаты дает чтение перед сном
(5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются
эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он
находится под их впечатлениями.
Какие книги
выбирать?
Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами.
Она должна быть с красочными, четкими реалистичными
иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих
читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между
словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой
рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками
текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту
детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению
текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.
Гигиена
чтения
- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.
- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.
- Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его
росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье подкладку, а
под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При
большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют
дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины
ребенка, снижая утомление мышц.
- Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так
как это создает тень и мешает чтению.
-
Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до
переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает
пищеварению.
Поступающие в первый
класс должны:
-
хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,
«предложение», знать порядок букв и их названия (алфавит),
-
свободно и осознанно читать трехбуквенные слова,
правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к
чтению целыми словами,
|