Музыкальное развитие
детей от 2 до 7 лет
Возможности детей к концу 3-его года жизни
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков
(высокий—низкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение
с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши,
поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Возможности детей к концу 4-ого года жизни
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые
песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки,
листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты
(металлофон, барабан и др.).
Возможности детей к концу 5-ого года жизни
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и
заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками,
ленточками).
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Возможности детей к концу 6-ого года жизни
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
произведения по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить
отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
петь в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и
динамикой музыки.
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной
формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног
вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов,
действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Возможности детей к концу 7-ого года жизни
Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное
произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных
инструментов оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев,
припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения
в целом и его частей; выделять отдельные средства
выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях —
интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие
названию пьесы, узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их
выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию
(ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание),
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и
отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;
активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг
с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг;
выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами
(шарами, обручами, мячами, цветами).
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
движений в играх и хороводах.
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый,
лимонный и др.).
Развитие музыкальных способностей
Разучивая с детьми песню, помните:
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь
слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет
сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном
темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать
все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни
необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда
движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом
(рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от
движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно
прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на
какой-либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за
губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому
помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных
вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в
легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя.
Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на
пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом
отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками
знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого
используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это
может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать
от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь
другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и
птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает
исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив
плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу,
голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя,
то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно
спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса
вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично
настроены на процесс пения. |