ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?
Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин
«чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка
не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать
лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это
значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете,
надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и
голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом
и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из
инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать
свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать,
добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с
ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли
низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он
будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и
контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом,
должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть
небольшая рассогласованность между звуком музыкального
инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может
быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и
относятся очень серьезно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить
песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии
звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И
всегда помните:
Прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно
услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные
каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу
музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может
быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя —
писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок
пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха»! Достаточно
распространенная формула определения чины отсутствия
способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы
происхождение было определяющим факта ром в формировании
способностей, то тогда дети поколение за поколением, наследовали
бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж
редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а
врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором
растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и
способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает
ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в
том, что воспитывался он атмосфере музыки, что с первых дней
появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к
музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности
строения организма, например органа слуха или голосового
аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу
развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся
способность», по утверждению ученых, специалистом в области
исследования проблем музыкальности, сама по себе является
абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального
развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,
то это дает значительный эффект в формировании его
музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему
все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг
звуковых красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам
птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию
ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Из необходимости умения слушать и слышать рождалась
музыкальность — природой данное человеку свойство. Итак, все мы
от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить
каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в
дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим
природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда петит и
питает личность. Музыка детства — хороший воспитатель и
надежный друг на всю жизнь.
Пять рецептов избавления от гнева
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он
чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
— слушайте его;
— проводите с ним как можно больше времени;
— делитесь с ним своим опытом;
— рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь
под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
— отложите или отмените совместные дела с ребенком;
— старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
— выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им
прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы
расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное,
что могло бы вас успокоить.
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные
неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
— не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми
вы очень дорожите;
— не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь
предчувствовать наступление срыва.
5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее.
Постарайтесь учесть возможные нюансы и подготовить ребенка к
предстоящим событиям:
— изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго
он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать
внимание);
— если вам предстоит первый визит, например, к врачу,
отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость
данного визита.
Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только
хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься
самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут. |